А также передает через себя всю нагрузку, статическую и динамическую, с машины на колесо.
Узел очень ответственный и нагруженный, постепенный приход его в негодное состояние на регулярно эксплуатируемом авто неизбежен. Дорожное "покрытие" этому также способствует, особенно сильные удары при попаданиях в глубокие выбоины или другие внезапные препятствия. К счастью, еще ремонту подлежит, пока маркетологи до него не добрались :)
Типов используемых в узле подшипников несколько. Один из самых распространнённых — шариковый двухрядный.
Самый обычный поворотный кулак в сборе, очень распространённого типа подвески McPherson. Всё лишнее уже откручено и снято:
stp01
Узел имеет все показания к замене подшипника — нарастающий со скоростью гул, усиление гула при нагружении в повороте, почти полное отсутствие гула при повороте в другую сторону, когда подшипник разгружается.
Снимаем весь кулак целиком и тащим к тискам, для последующих работ его придётся фиксировать по всякому.
Производитель рекомендует для снятия ступицы использовать съемник — по типу обратного молотка.
Инструмент это хороший, но к сожалению в цене дорогой для личного редкого применения. Если качественный. Но можно изготовить самостоятельно.
Для снятия ступицы есть способ существенно проще, быстрее и экономичней — монтажка обыкновенная. Зажимаем ступицу в тиски, а кулак поддеваем одной (лучше двумя, с разных сторон) монтажкой:
stp02
При этом всё, что удерживает ступицу — примерно 15 миллиметров одной внутренней обоймы подшипника.
Вторая внутренняя обойма остается на ступице:
stp03
И для её снятия уже хорошо бы иметь съемник. Очень распространённого типа, в цене недорогой, имеющий приенение много где при ремонте.
Хотя есть умельцы, сбивающие обойму зубилом, или срезающие её болгаркой.
stp04
Откладываем ступицу в сторону, принимаемся за кулак. Металлический пыльник легко снимается отверткой:
stp05
Вторая внутренняя обойма достается руками:
stp06
С внешней стороны можно открутить три болта под Torx30 и снять кожух тормозного диска:
stp07
Внутренние и внешние сальники производитель опять же предписывает снимать с помощью съемника — обратного молотка. Можно как-то попытаться использовать имеющийся.
Если нет, можно применить грубую силу — сальники производитель предписывает ставить новые. Еще вариант — аккуратно равномерно по окружности выстучать широкой неострой отверткой:
stp08
Если они в очень хорошем состоянии, можно и повторно применить, в случае бракованного подшипника, к примеру. Сняли внешний:
stp09
Аналогично извлекается второй сальник, с внутренней стороны:
stp10
Следом за ним извлекается стопорное кольцо подшипника. Пассатижи-утконосы вполне подойдут.
stp11
Можно извлекать внешнюю обойму подшипника из кулака. Инструменты используют обычно разные — кувалду обыкновенную, тиски, удобнее всего пресс, если он есть :)
Выпрессовка производится с помощью одной внутренней обоймы, которая возвращается с одним рядом шариков на место. Иначе зацепиться у внешней обоймы не за что, это хорошо заметно на фото с внешним снятым сальником.
Естественно, что после таких воздействий, подшипник становится дефектным. И если у вас было намерение схожий целый подшипник добыть из чужого кулака с целью поставить себе — увы-увы, шансов почти нет. Особенно при выпрессовке кувалдой :)
stp12
Обойма извлечена. Тут же видно и производителя с маркировкой подшипника. В данном случае Toyota — это производитель автомашины, а подшипник оказался NSK. Возможны вариации в виде Nachi или Koyo. Если знать нужную маркировку для заказа. подшипник окажется в два-три раза дешевле "оригинала". Так же и с сальниками.
stp13
Подшипник ему на замену. Nachi. Открытого типа (иначе зачем бы дополнительные сальники? :) ), в консервационной смазке (впрочем как и НСК, и Койо).
Исключительно для того, чтобы не ржавел, однако наши "сервисы" частенько ставят прямо так, и машины ездят, что удивительно — достаточно долго.
Смазку вымываем. Керосином, соляркой, WD-40, и т.п.. Кому что по вкусу :)
stp14
И запрессовываем в кулак, внешнюю обойму без внутренних, можно даже без шариков с сепараторами.
Момент ответственный, и кувалда здесь уже плохо годится — ударные нагрузки ни к чему. Вполне можно справится тисками, если они это позволяют. Для облегчения процесса можно прогреть кулак, нанести смазку.
Пресс справляется без подготовки. Внешняя обойма от прежнего подшипника как оправка подойдет просто идеально :)
stp15
В данном случае дальнейшее использование прежнего кулака и ступицы после демонтажа и осмотра принято нецелесообразным, ввиду некоторых дефектов, привнесённых после ранних обращений в разные "сервисы".
Подшипник на месте, стопорное кольцо на месте, можно применять смазку. Вспоминаем, что узел высоконагруженный, поэтому смазку применяем соответствующего назначения:
stp16
Количество, хм.. производитель дает рекомендации чуть ли не в граммах :) Или процентах от свободного рабочего объема подшипника. По разным мнениям слишком много смазки закладывать в узел даже вредно:
stp17
Внешняя сторона:
stp18
Ставим внутреннюю обойму с внешней стороны, запрессовываем новый сальник (в качестве оправки очень удачно подходит внешняя обойма прежнего подшипника), не забываем прикрутить на место кожух тормозного диска:
stp19
На рабочую кромку сальника наносим смазку и напрессовываем на ступицу подшипник, не забыв поставить вторую внутренную обойму. К ней же и прилагаем усилие. В качестве оправки удачно походит.. внутренняя обойма прежнего подшипника :)
stp20
Ступица запрессована:
stp21
Последний штрих в виде сальника внутренней стороны и пыльника ШРУСа. На рабочую кромку сальника также затем наносится смазка:
stp22
Подшипник заменён, кулак готов к установке на авто.
Не забываем затянуть ступичную гайку регламентированным моментом, тем самым стянув внутренние обоймы подшипника для работы при расчётных нагрузках. Иначе — быстрый выход подшипника из строя и повторная замена :)
Авторство всех материалов сайта kavr.ru включая все подразделы принадлежит его автору и владельцу.
Любые перепечатки в онлайновых и оффлайновых изданиях категорически запрещены.
В онлайновых изданиях разрешается только краткая аннотация с ссылкой на исходную статью.